Поиск автодилера

Audi Quattro: Скользим всеми четырьмя

18:04 25 марта 2013
Audi Quattro: Скользим всеми четырьмя

Сибирский лед может быть обжигающим. Уже вторую зиму курсы школы водительского мастерства quattro проходят в Югре. Три часа лета от Москвы, чтобы покороче познакомиться с полными приводом в исполнении Audi. Программа называется «Четыре дня с quattro». На самом деле, увы, времени за рулем получается меньше – два с половиной. Но, поверьте, впечатлений за эти дни хватило бы на добрый месяц.


Югра – регион со своим колоритом. Из окна гостиницы, куда нас поселили на время занятий, виден факел нефтеперерабатывающего завода, а в сувенирных лавках продаются маленькие буровые установки и герой местного эпоса – Буровичок с буром вместо носа. Но воздух свеж, а лед чист и прочен. Скользить на этом льду лучше – из-за низких температур у него более твердая структура. А команда опытных инструкторов во главе с обладателем многочисленных наград, включая золото в кубке Европы по ралли, Евгением Васиным сделает так, чтобы ледовые покатушки не просто порадовали выбросами адреналина в кровь, но и дали пищу для ума.

Вотчина школы quattro – замерзшее озеро среди болот. Местные называют его Восьмеркой. «От слова Васин?» - пошутил кто-то из журналистов. Летом сюда не проедешь даже на тракторе, а зимник приходится прокладывать армейским вездеходом. К слову сказать, получить весь пакет необходимых разрешений для функционирования школы – целый подвиг. Формально выезд на лед категорически запрещен. Посему наши занятия – это всего лишь ледовая переправа. Которая, кстати, проходит под тщательным присмотром специалистов, постоянно проверяющих толщину и прочность льда.

1.jpgРабочие лошадки в школе – вполне гражданские полноприводные Audi A5, но с покрышками на спортивном шипе длиной три миллиметра и с накладками–отвалами на передних бамперах – это на случай вылета в сугроб. Впрочем, штатных 211 лошадиных сил хватает для ледовой трассы за глаза


«Эти дни вы часто будете слушать слово “раньше”», - с самого начала предупредил нас Евгений Васин. Если на льду поворачивать руль в последний момент, то машина проедет поворот прямо. Дайте ей принять маневр!

Методика построения системы обучения в школе quattro – от простого к сложному. Если подойти к подготовительным упражнениям спустя рукава, то потом ничего не получится. Впрочем, уже на первых упражнениях – «змейке», отработке торможения перед поворотом – едкие и ироничные комментарии инструкторов, доносящиеся из рации, помогают спуститься с неба на землю. «Какая красота: умру, но газ не брошу!» или, наоборот «не умираем, не умираем!» - научиться сможет только тот, кто оставил самомнение дома.

2013-02-19_Ugra-314.jpg

Уже в первый день занятий передо мной со всей очевидностью возник мой первый неправильный навык, утвержденный годами повседневной езды. Подъезжаю к повороту, поворачиваю руль – а машина едве-едва изменяет траекторию. Доворачиваю еще – никаких изменений. Еще, еще, вот уже руль вывернут до упора – и конусы летят в разные стороны. Хорошо, что не отбойник…


«Если машина не приняла маневр, то выкручивать руль бессмысленно», - терпеливо, раз за разом объясняют инструкторы. Наоборот, нужно чуть «отвернуть» руль, чтобы колеса зацепились за траекторию. И максимально снизить скорость торможением, в крайнем случае – даже и в повороте, раз уж вы не сделали этого раньше. Впрочем, эту же ошибку допускали практически все курсанты – на льду трудно почувствовать, насколько повернут руль, и руки как-то сами начинают накручивать баранку с перехватами.

Резюме первого дня можно сформулировать так: машину нужно отправить в занос еще перед поворотом. Когда автомобиль проходит через створ ворот – повороты у нас обозначались конусами с обеих сторон условной трассы – колеса автомобиля уже должны смотреть прямо, чтобы можно было начинать разгон. Работайте плавнее газом. И не пытайтесь газовать, пока не начали возвращать руль – это приведет к совершенно не нужному в этом случае заносу.

«Но как же теория о том, что скольжения смотрятся эффектно, но гасят скорость?» - стал я расспрашивать инструкторов за ужином. «Вкатыванием на такой скользкой дороге быстро проехать не получится – иначе перед каждым поворотом придется останавливаться», - объясняет Евгений Васин.

2013-02-18_Ugra-198.jpgЧтобы все делать правильно, иногда достаточно просто посмотреть, как надо. «Гоночное такси» Audi S4 с Евгением Васиным за рулем – это не просто аттракцион, а важный элемент учебной программы


Если в первый день мы катались на большой ледовой площадке, размеченной конусами, то следующим утром перешли на специально построенные учебные трассы, пусть и совсем коротенькие. Цена ошибки здесь – уже не сбитый конус, а контакт с сугробом.

2013-02-20_Ugra-501.jpgБазовое упражнение – скольжение на круговой траектории. Площадкой для него служит ледовый круг метров тридцать в диаметре, в середине – большой сугроб. Сначала едем без скольжения. Задача – понять, как изменять траекторию движения автомобиля педалью газа: открываешь акселлератор – и машина начинает двигаться по более широкому радиусу, отпускаешь педаль – и авто стремится к центру круга. Руль при этом повернут на небольшой угол и зафиксирован в этом положении.

Затем пускаем машину в скольжение: немного доворачиваешь рулевое колесо и одновременно нажимаешь на газ. Авто тут же «поскальзывается», и дальше в повороте едешь боком. Но принцип управления остается ровно тот же: увеличиваешь нажатие на педаль газа – уезжаешь на более широкую дугу, уменьшаешь – и приближаешься к центру. Вроде бы все просто, но как сложно заставить себя добавить газ, когда машина смотрит передним бампером в шапку сугроба в центре круга. Или, наоборот, если тебя несет к внешнему брустверу, хочется нажать на газ и «вытянуть» автомобиль. А на деле выходит наоборот: колеса бешено вращаются вперед, а машина вылетает в сугроб задним бампером. Когда видишь эту картину со стороны, то кажется, что все происходит против законов физики…

Однако надо перешагнуть себя и делать так, как велит голос инструктора в рации. Потому что на этом базовом навыке будут строиться более сложные элементы – чередование скольжений с участками прямолинейного движения, смена скольжений, поворот с дотормаживанием или с доворотом. Работы хватит до глубоких сумерек.

3.jpgВылеты случаются. Если машина не может выбраться из снежного плена самостоятельно, то на помощь придет техничка с лебедкой. Самое неприятное в этой истории то, что пока автомобиль будут эвакуировать из сугроба, заезды прекращаются из соображений безопасности


Программа третьего дня – это уже не коротенькие учебные траектории, а несколько длинных извилистых трасс. Но если разложить эти километры ледовых дорог на элементарные составляющие, то получится все то же – прямики и повороты разных конфигураций и сочетаний. Кто освоил все это в предыдущие дни, тот не увидит ничего нового.

Впрочем, это не значит, что на этом этапе все получается даже у самых способных и прилежных. Задача – не просто выставить машину в занос и пройти поворот в скольжении (что само по себе не так просто), но и выбрать оптимальную траекторию. Если проскочить точку входа в поворот, то машину вынесет на не раскатанную внешнюю траекторию, и результаты на секундомере будут удручающими.

Например, мне казалось, что я оттормаживаюсь перед поворотами с запасом. Но когда за мной следом поехал сам Евгений Васин, то из рации практически без перерыва раздавалось: «Тормози! Тормози! Надо было раньше! Теперь поворачивай и газу!» И потом – опять и опять сначала. И если раньше меня все время выносило «наружу, то теперь стало получаться остаться «внутри».

2013-02-20_Ugra-573.jpgФинал третьего дня - соревнования. Каждый ждет этого момента, волнуется, хотя и старается не подавать виду. Многие с самого утра ездят с секундомерами, чтобы заранее оценить свои шансы. И я – в их числе. Тем более, что меня с самого начала мучил вопрос, как быстрее – с включенной системой стабилизации или без нее. Истина выяснилась быстро: иногда ESP помогает совладать с машиной, но уж больно часто она душит двигатель, когда пора разгоняться. В итоге с отключенной системой получается быстрее, даже если ваша техника далеко не безошибочна.

Соревнования – это всегда небольшой стресс. Но в любом случае, быстро ли вы ездите или не очень, попробовать свои силы просто необходимо. Только здесь вы сможете адекватно оценить полученные навыки и увидите недоработки. Мой итоговый результат – только в серединке. Есть, над чем работать.

Соревнования – это час истины. Сзади едет машина инструкторов и беспристрастно фиксирует на камеру все ошибки. На этом видео бросается в глаза, что тренеру все время приходится притормаживать, чтобы дать автомобилю впереди немного отъехать. «Мы просто ехали по правильной траектории», – объяснил инструктор в дружеской беседе за ужином


Провести четыре дня с quattro – это, увы, недешевое удовольствие. За курс берут 77 000 рублей, и это – со скидкой. Но если уж выложили минимум полтора миллиона за полноприводную Audi / Ауди, то все-таки стоит узнать, на что она способна.

Горячие новости

26 июня 2025 EXEED усиливают глобальную стратегию на фоне роста продаж по всему миру Бренд планирует сделать упор на высокое качество продукта и инновационные технологии, а еще — расширить экосистему сервисов и привилегий для владельцев EXEED.
26 июня 2025 Новый EXLANTIX ET сертифицирован для российского рынка Гибридный кроссовер получил ОТТС в России.
26 июня 2025 EXLANTIX взял успешный старт в России Первая партия гибридных кроссоверов EXLANTIX ET полностью законтрактована.

Специальные акции

2 февраля 2022 Выгода 20% на сервисное обслуживание ŠKODA Первый раз в РОЛЬФ? Всем, кто в первый раз приехал в наш сервисный центр РОЛЬФ Вешки
2 февраля 2022 Чистка дренажных отверстий автомобиля ŠKODA В кузове каждого автомобиля есть невидимые полости, в которых скапливаться влага, мусор и грязь.
25 января 2022 Промывка топливных форсунок за 5 500₽ в январе Возможно Вы замечали, что динамика разгона Вашего автомобиля ŠKODA снизилась