Mitsubishi Pajero IV: Волок.Выходные
Трудно усидеть дома, когда под окнами томится большой внедорожник, а в окрестностях есть уйма интересных мест, в которых ты еще не бывал. Да мы и не стали. Заправляем до полного бака Mitsubishi Pajero IV, прописавшийся в нашем парке на три месяца, укладываем в багажник пару лопат – непременный атрибут зимних путешествий, водружаем на крышу антену от радиостанции, чтобы не терять связь с цивилизацией вдали от сотовых вышек, обвешиваемся навигаторами и берем курс на Гусь-Хрустальный, откуда стартует внедорожное приключение «Волок.Выходные», организатором и идейным вдохновителем которого является наш коллега по цеху Алексей Мочалов
Mitsubishi Pajero IV, на котором предстояло доехать от Гуся-Хрустального до Юрьев-Польского по заповедным тропам, довольно обычный – кожаный салон, навигация, камера заднего вида, климат-контроль, полноприводная трансмиссия Super Select II 4 AWD и рядовая зимняя резина на шипах. А вот под капотом нашего Паджерика уже урчит не дизелек, а трехлитровый бензиновый двигатель – что называется, махнули не глядя.
Каких-то три часа ходу и мы в Гусе-Хрустальном. Дальние переезды бензиновому Паджерику не противопоказаны по причине, что внедорожник высокий, большой и вместительный. Двести с хвостиком километров пролетели практически незаметно, если не считать внешних шумов и поскрипываний в салоне, а также нервозной подвески. Впрочем, если сравнивать подвеску Pajero, прошедшего 40 000 км (дизельный) и 22 000 км (бензиновый), то у машины с меньшим пробегом паразитных вибраций на мелких неровностях оказалось гораздо меньше. Можно было бы предположить, что это связанно с большим пробегом у дизельного Паджеро, но ведь оба внедорожника прошли ТО. Так что все подозрения на разницу в весе. Дизель весит больше бензинового мотора из-за своего объема (3,2 литра против 3,0 литра), что, скорее всего, и заставляет переднюю подвеску тчательнее считывать рельеф дорожного полотна.
По динамике разгона трехлитровый бензиновый двигатель уступает дизелю – до сотни последний разгоняется на 2,5 секунды быстрее. А вот по вибрациям и шумам бензиновый мотор гораздо предпочтительнее.
Что касается расхода топлива, то трехлитровый бензиновый двигатель не лучший вариант для далеких путешествий, но и не худший. Разница в расходе топлива с дизельным двигателем, поедающим 12-13,7 литров на сотню – литр-полтора, т.е. расход у бензинового двигателя составляет 14-16 литров на сотню. Впрочем, это все мелочи в сравнении с 20-литровым расходом у топового мотора объемом 3,8 литра.
Небольшой брифинг, установка точек маршрута в навигаторы и вперед на встречу приключениям. Впрочем, внедорожных приключений как таковых в этот раз не планировалось. Маршрут был проложен организатором щадящий, и самым страшным внедорожным препятствием на нем стала глубокая дорожная колея, которую Паджерик форсировал не заметив. Цель была в другом – хорошо провести время в теплой компании, поснимать, поверхностно окунуться в жизнь российской глубинки и отдохнуть от суеты большого города. А между делом пройти еще один отрезок «Волок.Выходные», приблизив серию выездов к финишу и замыканию большого кольца вокруг столицы.
Гусь-Хрустальный проехали практически без остановок, потому как и я и коллега, двигающийся впереди на Land Cruiser 70, не раз бывали здесь. Однако кое-что все же привлекло наше внимание. Это Мальцевские Дома – казармы для фабричных рабочих, которые прославили эти места изделиями из хрусталя. Одну из таких казарм делят между собой военкомат и вечерняя школа. Впрочем, делят это мягко сказанно, скорее занимают малую ее часть. А остальное здание отдано на растерзание времени и природе, что, несомненно, сказывается на его состоянии. А знаете почему? Да потому что здание это памятник архитектуры и находится в собственности государства. А сколько мы знаем таких памятников? Тысячи! Эх, а ведь администрация Гуся-Хрустального совсем не против отреставрировать его.
Город закончился, и пустынная дорога повела нас в национальный парк «Мещера». Зимой здесь красиво, но, пожалуй, не настолько как летом, когда рябит в глазах от зелени, а воздух пьянит своей чистотой и свежестью. Есть у «Мещеры» и еще одна особенность – здесь обитает огромное количество птиц. В честь этого тут даже организован музей птиц национального парка «Мещера». Более 130 чучел и большая коллекция яиц собраны в музее. Правда сохраняется все это сокровище, увы, на бюджетные деньги, которых, судя по состоянию экспонатов, не выделяли уже давно.
Следующей точкой нашего маршрута стал поселок Уршель. Про Куршавель слышали? Поговаривают, что происхождение названий двух поселков примерно одинаково и количество проживающих в них русских тоже, а вот судьба разная. Один утопает в роскоши и бесконечных вечеринках, другой уныло несет на себе бремя захолустного поселка с ветхими домиками, но приветливыми и добрыми людьми, хотя и осторожными.
Уршель застыл где-то в 90-х. Вот памятник серпу и молоту, возвышающимся рядом с оплотом капитализма «Мини Рынком», а вот уставшие от времени деревянные дома, которые по своему состоянию догоняет огромное кирпичное здание уршельского централизованного клубного объединения (ух, ну и названьице).
В одной части поселка есть газ, другая зимует с печками. «Здравствуйте!» – кричим женщине у колонки. Та, улыбаясь, позирует для фото, а заодно рассказывает, что колонку эту починили только недавно, а до этого за водой почти два года приходилось ходить на соседнюю улицу. Интересно, а долго ли так протянет изнеженный водопроводом и канализацией городской житель. Насколько его хватит ходить с ведрами за водой в соседний квартал и бегать по нужде на улицу? А здесь это обычное дело. Такое же обычное как для местного ЖКХ не вмешиваться в устоявшуюся деревенскую жизнь и не облегчать ее своевременным ремонтом колонки.
Пока разговаривали с женщиной, сзади подкралась «Нива» с синими номерами. Человек в штатском постучал в окно, предъявил полицейскую корочку и вежливо поинтересовался, мол, кто такие. «Путешествуем» – отвечаем. Длинное «а-а-а-а-а-а» прозвучало как одобрение, пропуск и разрешение на съемку одновременно. «А то народ волнуется, говорит, что на джипах приехали, фотографируют» – продолжил участковый. Затем полицейский проинструктировал нас о состоянии зимника и его сложных участках, и пожелал удачи в надежде, что мы что-то да напишем об этих краях.
Двигаемся дальше. Зимник отлично укатан и лишь местами в низинках, как знак неизбежного приближения весны, появились лужи, скрыв под водой довольно глубокие ямы. Благодаря короткому переднему свесу наш Mitsubishi Pajero / Митсубиси Паджеро легко преодолевал их, лишь изредка чиркая кромку полыни длинным задним бампером при выезде.
Зимний лес не такой красивый, как летний, но все же местами может посоревноваться с ним в живописности пейзажей. А уж чего стоит отсутсвие в нем слепней и комаров! Пользуемся случаем и останавливаемся на съемку роскошной березовой рощи и дороги, проложенной по ней. Дорога, кстати, ведет к следующим точкам нашего маршрута – деревням Малые и Большие Острова. Откуда острова в лесу, спросит читатель? Все просто, весной окружающие деревни реки, речушки, ручейки разливаются, затопляя все вокруг. Пешая и уж тем более транспортная связь между деревнями прекращается, а единственным средством передвижения становится лодка.
Впрочем, не только своей недоступностью интересны обе деревни. Взгляд путешественника привлекают дома старинной постройки и наличники на их окошках – честное слово, настоящее произведение искусств.
В конце Малых Островов встречаем дедушку. «Садитесь, подвезем» – говорим. Дедушка, оказавшийся очень приятным в общении, в разговоре поведал, что постоянно в двух деревнях живут человек шестнадцать. Летом чуть больше – приезжают дачники. Рассказал, что магазинов в деревнях нет, а еду привозит автолавка, которая бывает в этих местах раз в неделю, а то и в две. «А вообще хорошо живем, если надо в город добираемся на автолавке. В половодье не выезжаем. Приезжайте к нам. У нас хорошо». Ну как не согласиться на столь искреннее приглашение?
Следующая точка маршрута Собинка – некогда рабочий поселок с огромной старинной текстильной фабрикой и окружающими ее казармами для рабочих. Въезжаем в поселок со стороны Мещеры, откуда в старину небыло никаких подъездных путей, а на десятки верст простирались густые леса и торфяные болота. Впрочем, мало что изменилось с тех времен. И болота на месте, и лесов тут хватает, и дорог хороших нет.
На остановке замечаем голосующего мужчину. Тормозим, подсаживаем. Молодой, разговорчивый человек оказался местным участковым (вот денек-то, одни полицейские попадаются), который узнав о цели нашей поездки, стал рассказывать историю своего городка и целого района, находящегося в его ведении. Рыбалка, охота, по рассказам участкового, здесь потрясающие.
А еще в Собинке сохранился памятник Карлу Марксу, который был построен к его 105-летию на деньги рабочих. Его привлекательность в том, что это один из старейших памятников, да к тому же и один из немногих уцелевших в нашей стране.
Пересекаем трассу М-7 и движемся в сторону Юрьев-Польского с заездом в усадьбу-музей основателя русской авиации Н.Е. Жуковского. Усадьба скрыта от посторонних глаз и находится вдали от дорог в парке из вековых лип. Музей обязателен к посещению не из-за экспонатов, которых здесь не много и это в основном старинные мебеля, а из-за людей, работающих в усадьбе. Такой виртуозной работы экскурсоводов я не видал давно. Хлеб-соль у порога, информативная, но не утомительная экскурсия по усадьбе с вовлечением в театрализованную ее часть гостей музея, и чай, приготовленный по старинным рецептам семьи Жуковских, поверьте, стоят большего, чем 50 рублей за вход.
С посещаемостью у музея никаких проблем, поэтому лучше заранее договориться об экскурсии. Хранители музея Жуковского не только милые дамы, но и отличные управленцы, которые придумывают и проводят здесь различные мероприятия, пользующиеся интересом не только у нашего брата, но и у иностранцев. Так что приезжать сюда можно не только за знаниями о русской авиации, но и чтобы окунуться в старинные русские традиции, праздники и быт.
Два часа в музее пролетели незаметно, как незаметно пролетел и наш день. Впереди еще 70 км пути с легким, метров на триста, внедорожным участком. Участок, действительно легкий, правда, для машин с «правильной» резиной. Наш же Паджерик такой не обладал, поэтому, даже спустив колеса до одной атмосферы, мы частенько оставались буксовать на месте, после чего с лопатами в руках лезли под машину освобождать рычаги и мосты от снежного плена. Самое интересное, что настоящим проходимцем на бездорожье базовому Mitsubishi Pajero / Митсубиси Паджеро не стать по одной простой причине – из-за маленьких и узких арок на него невозможно поставить ту самую зубастую резину, которая бы позволяла Паджерику без труда бултыхаться в снегу или грязи. Да и нужна ли она ему, когда есть Mitsubishi Pajero Sport, который проще приспособить для экспедиций и подобных выездов.
Продолжение следует…