Как правильно сменить шины

Скоро менять шины. Какие выбрать, если старый комплект уже износился, и на что обратить внимание в процессе шиномонтажа?
Какую модель шин выбрать
Самый простой вариант — повторить выбор завода. Однако даже для таких популярных моделей, как, например, Volkswagen Polo найти покрышки, по марке, модели и размерности в точности совпадающие с заводскими, иной раз непросто. Либо они продаются у официального дилера втридорога. Поэтому основное внимание — результатам независимых испытаний.
Все шины на автомобиле должны быть одной марки и модели — это и требования новых правил техосмотра.
У нас это, прежде всего, работы таких изданий, как autoreview.ru и zr.ru. Отзывы отдельных пользователей бывают полезны, но несистемны и часто чересчур субъективны, потому и непоказательны. Эксперты же проводят анализ с измерительной аппаратурой — и в равных для всех моделей шин условиях.
Не спешите браковать шины вне призовой тройки того или иного теста — вникните в методику и содержание оценок: если покрышка хороша всем, кроме, скажем, проходимости, а проходимость вам не нужна, то это может быть способом сэкономить.
Любопытства ради можно сравнить результаты российских испытаний шин с зарубежными, но увлекаться этим не надо: если для летних покрышек выводы, как правило, схожи, то зимой ориентироваться на Европу не стоит.
Какую выбрать размерность
Ответ — в Инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Как правило, для массовых моделей допустимы два-три типоразмера — и это поле для творчества. Встречаются автомобили, где производитель рекомендует, как шины 195/50 R16, так и 195/50 R15. Дюйм разницы — это до 2 000 рублей экономии (или переплаты) с одной покрышки! Чаще при одном посадочном диаметре варьируется ширина и профиль — тут более популярный на рынке размер обойдется дешевле.
Вся маркировка шин — на одном рисунке. Выбрав размер по Инструкции, обращайте внимание на дату изготовления. Четких критериев по сроку годности у шин нет, но, например, компания Michelin не рекомендует ездить на покрышках дольше 10 лет. Плюс если шина старая, важно, как ее хранили — об этом ниже.
Как разница в размерности шин ощущается при езде? Если не углубляться в нюансы, так: чем ниже профиль, тем точнее и острее управляемость, но хуже плавность хода — автомобиль жестче проходит стыки. И наоборот: выше профиль — больше комфорта и ударостойкости на острых ямах.
Когда менять шины
Менять зимние покрышки на летние следует при среднесуточной температуре выше +5С, то есть когда днем около +10С: таким образом, исключаются обледенелые сюрпризы на дорогах. Формально сроки замены шин прописаны в Техрегламенте таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Он разрешает использование летних шин с марта по ноябрь и грозит штрафом в 500 рублей за неповиновение. Однако тут, конечно, нужно думать своей головой — и руководствоваться здравым смыслом. Он же подскажет убрать на лето знак «Шипы».
Что важно при шиномонтаже
Ключевых момента три — направленность шины, асимметричность ее рисунка и момент затяжки колес. В первом случае подсказка — в слове «Rotation» со стрелкой: комплект покрышек надо смонтировать на диски так, чтобы все они крутились строго по стрелке. Разобраться с асимметрией поможет маркировка «Inside/Outside» — ставим шину «аутсайдом» наружу. И, наконец, момент затяжки болтов или гаек. Первый признак хорошего шиномонтажа — наличие динамометрического ключа. Второй — умение и желание им пользоваться. Разброс требуемых моментов затяжки колес — от 70 до 200 Нм. Двузначные цифры справедливы для колес R14-R15, свыше 150 Нм — для тяжелых колес внедорожников. Детальная информация — опять же в Инструкции к конкретному автомобилю. Игнорирование «динамки» в самом безобидном варианте приведет к тому, что вы не сможете установить запаску в случае прокола — просто не открутите болт или гайку штатным балонником. В худшем — потеряете колесо на ходу.
Финал шиномонтажа — выставление правильного давления в шинах. Его значения указываются в зависимости от нагрузки — на наклейке лючка бензобака, средней стойки вашего автомобиля, в Инструкции или Гугле с Яндексом.
Как хранить шины
Шины в сборе с дисками нужно хранить стопкой, либо в подвешенном виде. Без дисков — стоя, периодически поворачивая, во избежание деформации.
Выгоден ли второй комплект колес в сборе
Здесь важно посчитать не только деньги, но и время. Возьмем для примера универсал Lada Largus — и пять лет владения им. Рекомендованная заводом размерность шин — 185/65 R15. Зимние шипованные покрышки Nokian Nordman 7 в таком случае стоят около 3 500 рублей за штуку, штампованный колесный диск — 1 310 рублей. Итого за комплект в сборе — 19 420 рублей.

Не покупаем диски — значит каждый раз оставляем на шиномонтаже по плюс-минус 1 500 рублей. Сюда входит снятие/установка колес, их мойка, монтаж-демонтаж и балансировка. За пять лет — десять таких замен или 15 000 рублей. Это дешевле, чем покупка колес даже с простейшими дисками в сборе. Однако в сезон и записаться на полную переобувку сложнее, чем на замену колес — и времени она отнимет больше. Насколько время для вас деньги знаете только вы.
Константин Козырев