Дать ключ на старт!
Экспедиция «Звездный Городок – Байконур – Звездный Городок», организованная LAV Productions совместно с Audi / Ауди в честь 50-летия полета в космос первого человека в мире, Юрия Алексеевича Гагарина, сообщает – запуск состоялся!
Наш график пребывания в Баконуре был расписан довольно плотно. На следующий после приезда день мы поехали на космодром – смотреть, как устанавливают космический корабль. Действие это началось в 5 утра – а по Москве это 3 часа ночи – так что дорогу на космодром все пропустили, провалившись в глубокий сон. Кстати, сам космодром находится примерно в 30 км от города, все подъезды к площадке охраняются. К сожалению, из-за усиленных мер безопасности проезд сюда для наших Audi / Ауди был закрыт, несмотря на все предварительные договоренности. Перемещаться пришлось на автобусе.
Рано утром, как только в пустыне начало светать, у большого ангара столпилось огромное количество людей с фото и видеокамерами. В открытых воротах было видно часть космического корабля «СОЮЗ-ТМА». Наконец, тепловоз подцепил ракету и они вместе медленно двинулись к стартовой площадке. Расстояние там немалое, скорость движения – 5 километров в час: так было заведено еще при Королеве, и традиция соблюдается до сих пор (впрочем, как и многие другие традиции), поэтому все действо занимает несколько часов. За железнодорожными путями постоянно следят, состав с ракетой сопровождает вертолет, а пока они вместе двигались к финишной прямой, мы успели сменить наблюдательный пункт и приехали на переезд. Отсюда прекрасный вид на стартовый стол. Совсем скоро «СОЮЗ» доберется до него и будет готов расстаться с Землей.
Первое впечатление, когда видишь космический корабль, проезжающий мимо тебя по рельсам на расстоянии четырех метров, необычное. С одной стороны – ракета куда меньше, чем можно было себе представить. С другой – просто не верится, что всего через пару дней она раз и навсегда покинет Землю…
Наконец, корабль проехал мимо нас и добрался до стартового стола. Его установили вертикально и началась подготовка к заветному часу. Тысячи людей работали над этим проектом, проводили расчеты, и теперь настал самый ответственный момент – заправка, последние приготовления и… старт, который увенчает долгий и упорный труд инженеров, техников, ученых, врачей и многих, многих других…
На следующий день мы были приглашены на пресс-конференцию, которые космонавты традиционно дают перед запуском в космос. Экипаж международный – командир корабля россиянин Сергей Волков, японец Сатоши Фурукава и американец Майкл Фоссум. Вот они, три обычных человека с необычным призванием. Они сидят за стеклом, общаются, шутят и отвечают на вопросы, и даже никак не укладывается в голове то, что через день их не будет на Земле – они улетят в космос на 5,5 месяцев, оставят здесь семьи, друзей и свои земные привычки.
После пресс-конференции мы снова оказались на стартовом столе – здесь прошел обряд освящения космического корабля.
Уже вечером, вернувшись обратно в город, мы получили предложение сходить на экскурсию в одно удивительное место – Международную Космическую школу. Здесь детей, помимо общепринятых предметов, обучают аэрокосмическому моделированию. Дети своими руками делают модели летательных аппаратов, да не простые – каждый экземпляр (а нам показалось, их в кабинете технического труда больше сотни!) летает! А многие и вовсе летают по тому же принципу, что и реальный прототип – так, ракеты также при запуске сжигают топливо, сбрасывают ступени… Это просто фантастика, кто бы мог подумать, что такое под силу начинающим конструкторам! А еще в школе уникальная экспозиция, где есть макеты космодромов, настоящее кресло от «Бурана» с катапультой (которого, кстати, нет даже в самом «Буране», выставленном у музея на космодроме), элементы космических кораблей и двигателей, скафандр… Сомнений нет – детям здесь интересно! И полезно! 99 процентов выпускников школы гарантированно поступают в ВУЗы, преимущественно – в Бауманку и МАИ. Математика, физика, биология, химия тут преподаются раза в два интенсивнее, чем в обычных школах, и вообще говоря, если здесь, в Международной Космической, ребенок получает тройку, то в обычной школе это было бы «отлично».
По традиции, сложившейся в этой школе, нам предлагают в конце экскурсии… запуск ракеты. Эти макеты сделаны также учениками. Они устанавливаются на специальные подставки, к ним подсоединяется пульт управления и по командам нашего экскурсовода, Виктора, мы по очереди запускаем каждый свою ракету! В воздухе витает запах пороха, а ракеты, поднявшись на небольшую высоту, выбрасывают парашюты и спускаются вниз, на радость местной детворе.
Следующий день у нас снова насыщенный, по сути, это самый ответственный день нашей поездки. Сегодня мы своими глазами увидим то, о чем мечтал каждый советский мальчишка. Нетерпение, нетерпение и еще раз нетерпение!
Но первую часть дня нужно потратить на то, чтобы наконец проехать по городу и посмотреть местные достопримечательности, которые в буквальном смысле встречаются на каждом шагу. Это настоящие самолеты, паровозы, макет ракеты «СОЮЗ» в натуральную величину и еще множество стелл и памятников. Весь город утопает в зелени, и пока мы проезжаем его вдоль и поперек, складывается ощущение, что здесь все сохранилось в том виде, что и несколько десятков лет назад.
Байконур, построенный некогда всем Союзом, сегодня принадлежит Казахстану и взят в аренду Россией. Здесь – российские законы, российские деньги, и даже свой автомобильный региональный код – 94. При этом емкость буквенно-числовых комбинаций значительно превышает число автомобилей, так что все повально ездят с «красивыми» номерами. Скажем, номер Е005КХ, который в Москве невозможно купить ни за какие деньги (серия закреплена за ФСО), тут мы заметили на сильно видавшем виде Иж-Комби, забитом дровами! Вообще, автомобильный парк тут старый, но машины прекрасно сохраняются из-за сухого климата. Фольксвагены и Ауди начала 80-х годов тут ездят буквально в музейном состоянии. Удивительно, но там, где отправляется в космос самая совершенные и высокотехнологичные творения человеческого гения, наши хайтечные Ауди воспринимались практически, как НЛО. Особенно местных спецов удивляло то, что в автопроме уже используются космические технологи и материалы – алюминий, клееные детали, сверхлегкие пространственные конструкции…
Вечером мы едем встречать космонавтов из гостиницы. Вот они идут по дорожке, улыбаются и машут руками, пока их окружает большая толпа народу, садятся в автобусы и уезжают готовиться к старту. Запуск корабля состоится в 02-12 по местному времени, или в 00-12 по Москве.
Едем за ними и мы – в следующий раз, когда мы их увидим через пару часов, они уже снова будут за стеклом, в специальной комнате, облаченные в скафандры. Здесь проверят космические костюмы на герметичность, и вот наконец они выходят на специальную площадку и отчитываются перед комиссией – «Экипаж корабля «СОЮЗ-ТМА-02М» к пуску готов!». Под бурные аплодисменты экипаж садится в автобус и уезжает на стартовую площадку.
Мы наблюдаем за запуском со специальной площадки в 900 метрах от стартового стола. До старта остается пол часа… 15 минут… 5 минут… минута… «Дать ключ на старт!» «Есть ключ на старт!» Голос командира, Сергея Волкова, спокоен. И вот… тот момент, которого мы все ждали. Яркая вспышка, грохот, небо наполняется белым светом и становится светло, как днем… и «СОЮЗ-ТМА» отрывается от Земли! Космический корабль поднимается все выше и выше, унося с собой экипаж ближе к звездам. Первая ступень отделилась успешно… Вторая… И третья. Все, кто наблюдал за пуском вместе с нами, аплодируют, на лицах счастье – все прошло прекрасно, корабль стартовал легко.
Даже не верится, всего несколько часов назад они стояли рядом с нами, улыбались, а теперь… А теперь их нет на Земле, и они ближе к звездам, чем кто бы то ни было!
Если честно, то какое-то время никто из нас не мог подобрать правильные слова, чтобы объясить, что же творится сейчас в душе. Пожалуй, ничего прекраснее в жизни мне видеть не доводилось. И это точно стоит того, чтобы хоть раз в жизни посмотреть своими глазами. Забыть такое зрелище невозможно, и это большое счастье – принять участие в таком масштабном проекте.
Но на этом наша история не заканчивается – ведь нас ждет дорога обратно, по пути мы заедем под Энгельс – на место приземления Юрия Гагарина, в Монино, в Музей ВВС, и снова вернемся в Звездный Городок.