Концерн Volkswagen продолжит курс на устойчивое развитие и повышение качества прибыли
Берлин, 18 марта 2015 года – Несмотря на ослабление некоторых быстрорастущих рынков, колебание обменных курсов валют и нестабильность мировой экономики, концерн Volkswagen в 2014 финансовом году не отклонялся от качественного пути развития. «Мы успешно закончили 2014 финансовый год. С 2007 года мы пишем впечатляющую историю успеха. Концерн Volkswagen демонстрирует полезность и надёжность в мире, полном неопределённости», — заявил на презентации финансовых результатов компании за 2014 год в Берлине проф. д-р Мартин Винтеркорн (Prof. Dr. Martin Winterkorn), председатель совета директоров концерна Volkswagen. Г-н Винтеркорн отметил, что концерн не собирается останавливаться на достигнутом: «В 2015 году мы будем стремиться к развитию во всех областях, сделав ещё один шаг на пути к успеху».
По словам г-на Винтеркорна, у Volkswagen есть всё для этого. Прежде всего, это три основополагающие сферы бизнеса: легковые автомобили, коммерческие автомобили/разработка энергосистем и финансовые услуги, а также 12 непревзойдённых брендов. В распоряжении концерна — 46 000 разработчиков и 10 000 IT-специалистов, способных предложить инновационные идеи, а также необходимый капитал, финансовая устойчивость и стратегия, доказавшая свою эффективность даже в трудные времена. «Мы постараемся извлечь максимум из этих возможностей, — заявил г-н Винтеркорн. — В 2014 году мы инвестировали в исследования и разработку 11,5 млрд. евро — больше, чем какая-либо другая компания в мире».
В качестве направлений для дальнейшего развития он обозначил электрическую мобильность и переход на цифровые технологии. Уже сегодня концерн Volkswagen предлагает самую широкую линейку автомобилей с электрическим приводом: от полностью электрических моделей Volkswagen e-up!1 и Volkswagen e-Golf2, автомобилей с гибридной силовой установкой plug-in hybrid (например, Audi A3 e-tron3, Volkswagen Golf4 и Volkswagen Passat GTE5, Porsche Panamera E-Hybrid6 или Porsche Cayenne S E-Hybrid7) до технологических новинок Volkswagen XL 18 и Porsche 918 Spyder9. Дополняет список успешных примеров система автопилотирования. «Audi и Volkswagen станут одними из первых, кто представит эту технологию на рынке», — заявил д-р Винтеркорн.
В рамках цифровой мобильности, к 2020 году концерн намерен реализовать возможность доступа к Интернету во всех своих новых автомобилях. Г-н Винтеркорн также пояснил: «Наш концерн выпустил больше всего автомобилей с возможностью доступа к сети Интернет в мире». Другим ключевым пунктом развития в цифровой области является система Industry 4.0, которая в настоящее время применяется на заводах концерна — например, при использовании 3D-принтеров или совмещении ручного труда человека с машинным. Интеллектуальные IT-сервисы применяются как для внутреннего анализа данных, так и для создания инновационных бизнес-моделей для всех, что связано с автомобилями.
Программа повышения эффективности: выявлено множество возможностей
Рассказывая о программе эффективности, запущенной для марки Volkswagen Легковые автомобили в прошлом году, г-н Винтеркорн подчеркнул: «Старт программы оказался весьма плодотворным: мы практически сразу же выявили возможности экономии около половины от намеченных 5 млрд. евро. По результатам этого года мы ожидаем получить преимущество более чем в 1 млрд. евро». Например, будет оптимизировано глобальное использование заводов: будет прекращено производство моделей, не соответствующих спросу и не приносящих ожидаемого дохода, уменьшено количество комплектаций, не приносящих уникальной добавленной стоимости, и, наконец, будет уделено больше внимания потенциальным источникам прибыли. «В настоящее время автомобильная индустрия переживает перемены, которые в будущем назовут историческими. Именно поэтому мы не пытаемся работать на краткосрочный результат, мы стремимся заглянуть значительно дальше. Наша программа «Future Tracks» готовит концерн не только к технологическим переменам, которые произойдут в автоиндустрии будущего. Прежде всего, она создаёт прочную основу для долгосрочного экономического успеха и новых поколений автомобилей концерна Volkswagen. Другими словами, программа «Future Tracks» — наш компас на пути к стабильности и рентабельности и к качественному развитию», — заявил г-н Винтеркорн.
Финансовый директор компании Ханс Дитер Пётч (Hans Dieter Pötsch) также доволен результатами 2014 года: «Успех, достигнутый в последние годы, позволил нам укрепить наше положение на рынке. Сейчас мы занимаем достаточно прочные позиции и готовы к любым событиям на глобальном автомобильном рынке. Мы знаем о наших преимуществах и продолжаем активно работать в этом направлении. Наши сильные стороны — это, прежде всего, наша уникальная линейка брендов, широкий ассортимент моделей с инновационными и экологичными двигателями, присутствие на всех основных рынках мира и внушительный пакет финансовых услуг».
Показатели концерна за 2014 год
В прошлом году объём продаж наших автомобилей увеличился на 4,2% и превысил 10,1 млн. единиц (2013 г.: 9,7 млн. единиц). Доходы от продаж концерна Volkswagen в 2014 финансовом году выросли на 2,8% до 202,5 млрд. евро (2013 г.: 197,0 млрд. евро). Операционная прибыль концерна увеличилась на 1 млрд. евро и достигла рекордных 12,7 млрд. евро (2013 г.: 11,7 млрд. евро).
Показатели объёмов продаж учитывают также автомобили, реализованные совместными предприятиями в Китае. В прошлом году в Китае владельцам было передано 3,7 млн. автомобилей Volkswagen, что свидетельствует о росте годовых значений на 12,4%. При этом в общих результатах концерна не учитываются доходы от продаж и операционная прибыль совместных предприятий в Китае, которые отчитываются с применением метода долевого участия, поэтому они не включены в общую операционную прибыль. В 2014 г. их пропорциональная доля операционной прибыли выросла более чем на 20% — приблизительно до 5,2 млрд. евро (2013 г.: 4,3 млрд. евро). Если рассматривать результаты деятельности всего концерна, теоретическая операционная прибыль Volkswagen, включая пропорциональную долю операционной прибыли совместных предприятий в Китае, достигает практически 18 млрд. евро.
В прошлом году финансовый результат деятельности вырос до 2,1 млрд. евро (2013 г.: 0,8 млрд. евро). Во многом такие показатели определяются доходом, обеспечиваемым совместными предприятиями в Китае и существенно превзошедшим показатели прошлых лет, а также более низкими расходами согласно измерению производных финансовых инструментов на отчётную дату. В сумме прибыль концерна Volkswagen до вычета налога в прошлом году составила 14,8 млрд. евро (2013 г.: 12,4 млрд. евро). Рентабельность продаж до налогообложения увеличилась с 6,3% до 7,3%. Таким образом, Volkswagen сделал важный шаг для достижения долгосрочной рентабельности продаж более 8%, как это определено в стратегии развития концерна до 2018 года. Прибыль концерна после вычета налога составила 11,1 млрд. евро (2013 г.: 9,1 млрд. евро).
На фоне продолжительного успеха компании совет директоров и наблюдательный совет на ежегодном общем собрании, запланированном на 5 мая 2015 г., выдвинули предложение о повышении дивидендов на 20% до 4,80 евро (2013 г.: 4,00 евро) за обыкновенную акцию и 4,86 евро (2013 г.: 4,06 евро) за привилегированную. Это значит, что коэффициент распределения будет равен 21,2% (2013 г.: 20,6%). Среднесрочный целевой коэффициент распределения составляет 30%.
Окупаемость инвестиций в автомобильное подразделение достигла 14,9% (2013 г.: 14,5%), что значительно превышает минимальный показатель в 9%. Рентабельность собственного капитала до налогообложения в подразделении Финансовые услуги снизилась до 12,5% (2013 г.: 14,3%). Это обусловлено главным образом более высокой потребностью в капитале и соответствующими серьёзными финансовыми ресурсами, а также непрерывным давлением на маржу.
Чистая ликвидность автомобильного подразделения не прекратила своего роста и на конец декабря 2014 г. составила 17,6 млрд. евро (2013 г.: 16,9 млрд. евро). В основном это стало следствием существенного чистого денежного потока в 6,1 млрд. евро (2013 г.: 4,4 млрд. евро). Благодаря этому обеспечиваются финансовая стабильность и гибкость концерна, так необходимые для поддержания прибыльного роста и систематической реализации стратегии развития до 2018 года.
Небольшой рост (на 0,2% до 6,5%) продемонстрировало автомобильное подразделение с точки зрения отношения капитальных затрат к прибыли с продаж. Таким образом, Volkswagen сохраняет конкурентоспособный показатель, входящий в рамки целевого коридора (от 6 до 7%). Помимо поддержки производственных мощностей, концерн Volkswagen инвестировал значительные средства в расширение и улучшение экологических характеристик модельного ряда, применение электрических силовых установок и модульных платформ.
«В условиях политических разногласий и нестабильности в социальной сфере, а также на фоне острой конкуренции нашими основными задачами с финансовой точки зрения остаются долгосрочное сохранение качества прибыли, упорядоченное управление расходами и инвестициями и концентрация усилий на достижении целевых показателей рентабельности», — заявил Ханс Дитер Пётч.
Торговые марки и отрасли коммерческой деятельности
Рентабельность продаж марки Volkswagen Легковые автомобили в 2014 г. составила 99,8 млрд. евро (2013 г.: 99,4 млрд. евро) и на 0,4% превысила показатели прошлого года. Негативное влияние на операционную прибыль марки Volkswagen Легковые автомобили оказали снижение объёмов продаж на переживающих спад рынках Южной Америки, колебания обменного курса в первой половине года и возросшие авансовые инвестиции в новые технологии. Операционная прибыль марки снизилась за год на 417 млн. евро до 2,5 млрд. евро (2013 г.: 2,9 млрд. евро). Операционная рентабельность составила 2,5% (2013 г.: 2,9%). Положительные результаты в области продаж и прибыли совместных предприятий в Китае в этих показателях не учитываются.
Рентабельность продаж Audi превысила показатель предыдущего года на 7,8% и составила 53,8 млрд. евро (2013 г.: 49,9 млрд. евро), что во многом объясняется возросшими показателями продаж. Операционная прибыль марки выросла до 5,2 млрд. евро (2013 г.: 5,0 млрд. евро). Положительное влияние на прибыль оказало увеличение объёмов продаж и снижение материальных затрат. При этом авансовые инвестиции в новую продукцию и технологии, а также в расширение производственных мощностей по всему миру произвели негативный эффект. Операционная рентабельность марки составила 9,6% (2013 г.: 10,1%).
Доход от продаж марки Skoda / Шкода в 2014 г. достиг 11,8 млрд. евро (2013 г.: 10,3 млрд. евро), что на 13,9% больше по сравнению с показателем предыдущего года. Объёмы и ассортимент, а также снижение материальных затрат внесли существенный вклад в повышение операционной прибыли до 817 млн. евро (2013 г.: 522 млн. евро). Операционная рентабельность марки возросла до 7,0% (2013 г.: 5,1%).
В 2014 г. доход от продаж марки SEAT достиг 7,7 млрд. евро (2013 г.: 6,9 млрд. евро). Операционная прибыль выросла на 25 млн. евро и составила 127 млн. евро. Предлагаемый ассортимент, объёмы продаж, а также снижение материальных затрат оказали положительное влияние на прибыль и нивелировали негативный эффект от расходов, связанных с разработкой новой продукции.
Доход с продаж Bentley с января по декабрь 2014 г. составил 1,7 млрд. евро, что на 4,0% превышает показатели предыдущего года. Положительные показатели продаж частично компенсировали отрицательный эффект, вызванный расширением ассортимента и обменным курсом валют, из-за чего рост операционной прибыли оказался незначительным — до 170 млн. евро (2013 г.: 168 млн. евро). Операционная рентабельность марки составила 9,7% (2013 г.: 10,0%).
Доход от продаж марки Porsche / Порше в 2014 г. достиг 17,2 млрд. евро (2013 г.: 14,3 млрд. евро), что превышает показатели предыдущего года на 20,1%. Несмотря на возросшие инвестиции в новые технологии, комплексные меры по снижению выбросов CO2 и увеличившиеся фиксированные расходы на развитие инфраструктуры, необходимой для модели Macan, операционная прибыль компании составила 2,7 млрд. евро (2013 г.: 2,6 млрд. евро), что во многом обусловлено факторами, связанными с объёмом продаж. Операционная рентабельность составила 15,8% (2013 г.: 18,0%).
Доход от продаж марки Volkswagen Коммерческие автомобили в 2014 г. достиг показателей прошлого года и составил 9,6 млрд. евро (2013 г.: 9,4 млрд. евро). Ассортимент продукции и сокращение материальных затрат оказали положительное влияние на операционную прибыль, которая выросла на 12,5% и достигла 504 млн. евро (2013 г.: 448 млн. евро).
Доход от продаж марки Scania в 2014 г. достиг 10,4 млрд. евро (2013 г.: 10,4 млрд. евро). Операционная прибыль составила 955 млн. евро (2013 г.: 974 млн. евро). Положительное влияние на подобные показатели оказал больший спрос на сервисные услуги, который нивелировал негативный эффект от снижения объёмов продаж. Доход от продаж марки MAN составил 14,3 млрд. евро (2013 г.: 15,9 млрд. евро), при этом операционная прибыль достигла 384 млн. евро (2013 г.: 319 млн. евро). В значительной степени подобный рост обеспечивается благодаря подразделению Разработка энергосистем, которое в прошлом году смогло создать резерв на непредвиденные расходы в рамках конкретных проектов.
Подразделение Финансовые услуги Volkswagen получило операционную прибыль в размере 1,7 млрд. евро (2013 г.: 1,6 млрд. евро). Кроме того, подразделение заключило новые соглашения на кредитование, лизинг и услуги по страхованию на общую сумму 4,9 млн. евро (рост на 15,6%). Г-н Винтеркорн отметил: «На 2015 финансовый год концерн поставил перед собой следующие цели: дальнейшее повышение объёмов и рентабельности продаж, а также рост операционного дохода»
Концерн Volkswagen успешно начал 2015 год. За первые два месяца по всему миру было реализовано 1,5 миллиона легковых, лёгких коммерческих и грузовых автомобилей, а также автобусов. Это соответствует росту на 1,6% по сравнению с показателями прошлого года. «Несмотря на достаточно сложную рыночную ситуацию, мы ожидаем умеренного роста продаж в 2015 году», — заявил председатель правления Мартин Винтеркорн, комментируя грядущие изменения в линейке продукции.
Ожидается, что в этом году марки концерна Volkswagen выпустят на рынок 50 новинок, среди которых будут как обновлённые, так и новые модели. Речь идёт прежде всего о ключевых автомобилях концерна: Volkswagen Touran, Audi Q7 и Audi A4, Porsche 911 и Porsche Boxster Spyder, Škoda Superb и SEAT Ibiza, а также о новых Volkswagen Caddy и Volkswagen T6, разработанных подразделением Volkswagen Коммерческие автомобили.
Определённые сложности в работе концерна возникают в связи с тяжёлыми рыночными условиями, жёсткой конкуренцией, волатильностью процентных ставок и обменного курса, а также колебанием цен на материалы. При этом ожидается, что положительное влияние на результаты деятельности окажут программы эффективности, реализуемые всеми брендами. Безусловно, свой вклад в достижение положительных показателей внесут и модульные платформы.
В зависимости от экономических условий Volkswagen ожидает, что в текущем году рост совокупной прибыли всего концерна и его подразделений будет на уровне 4% относительно показателя за 2014 год. Однако экономические тенденции на рынках Латинской Америки и Восточной Европы требуют непрерывного мониторинга деятельности подразделений Коммерческие автомобили/Разработка энергосистем.
Что касается операционной прибыли, принимая во внимание тяжёлую экономическую ситуацию, концерн Volkswagen рассчитывает, что в 2015 году показатель операционной рентабельности окажется в пределах 5,5–6,5%. Ожидается, что операционная рентабельность подразделения Легковые автомобили не выйдет за границы 6,0–7,0%, а для подразделения Коммерческие автомобили/Разработка энергосистем будет варьироваться в пределах 2,0–4,0%. Для подразделения Финансовые услуги концерн прогнозирует операционную прибыль на уровне показателя прошедшего года.
«Мы намеренно проявляем осторожность. Несмотря на превосходные показатели, следует всегда трезво оценивать реальную ситуацию, — заявил Мартин Винтеркорн. — Вы достаточно хорошо знаете нас: мы никогда не согласимся на минимум. На 2015 финансовый год концерн поставил перед собой следующие цели: дальнейшее повышение объёмов и рентабельности продаж, а также рост операционного дохода». Точный контроль расходов, управление инвестициями и постоянная оптимизация процессов по-прежнему будут важнейшими составляющими стратегии концерна Volkswagen / Фольксваген до 2018 года.